Загрузка..
Вы здесь:  Главная  >  Архив-2014  >  Текущая статья

Отступничество Генриха Графтио

Автор:   /  20.02.2014

Императорское решение

Недавнее выступление гидролога и соавтора Графтио, петербургского профессора Максимова перед Высшим Инженерным Советом с представлением эскизного проекта создания на Днепре каскада гидростанций было весьма впечатляющим. Дешёвая электрическая энергия не только позволила бы преобразить тамошние железные дороги, но и сулила немалые выгоды для общего развития ещё неспокойных после антиправительственных выступлений южных губерний. Однако правомочно ли исключительно ради барыша позабыть о Божьих заповедях? Пусть в малом, не со зла, но всё-таки. Извечная тема подобно возложенным на разные чаши весов мирском счастье и слезе ребёнка в известной новелле господина Достоевского. Возможно ль пускать под воду разбросанные по днепровским пойменным лугам и низинам древние храмы и погосты? Кощунственно! Именно с забвения предков, пренебрежения давшим некогда жизнь ноне живущим и упокоившимися навеки миром под охраной кладбищенских часовен и начинается смута в головах. Бесы, коли обратиться к терминам того же новеллиста, стремятся осчастливить человечество, разрушив его вековые нравственные устои, окунув в свою и чужую кровь, как в искупительную жертву. Уж лучше пускай господин Графтио займётся столь желанным ему делом поближе и без ненужного святотатства: представит, к примеру, проект электрического трамвайного движения в столице.

{фото2 справа}Он вновь подвинул к себе бумаги, уже не колеблясь, быстро вывел запретительную резолюцию и небрежно подписался «Николай», четырежды подчеркнув имя выведенной из последней буквицы ломаной линией. Вполне достаточно. Ну не писать же, право слово, весь титул «Божьей поспешествующей милостью Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны Повелитель; Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель, Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая…»

На державной службе

Потомки дворянского рода Графтио, выходцев из Нидерландов, принявших в конце XVIII века русское подданство, почитали за честь служить новой родине не за страх, а на совесть.

{фото3 слева}Осип Графтио, инженер-путеец, строил в России первые железные дороги. Генрих же, пойдя по стопам родителя, стремился сделать железнодорожное сообщение империи скоростным, в соответствии с духом времени, переведя уже устаревшие паровозы на электрическую тягу. Благодаря родительским хлопотам, а по большей части своим упорству и способностям он с блеском закончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе и Петербургский институт инженеров путей сообщения. Получил высочайшее разрешение и субвенцию на пятилетнюю стажировку за границей. Работал на крупнейших европейских и заокеанских заводах, знакомился с передовым энергетическим оборудованием, обретал бесценный практический опыт обхождения с техническими новинками. Вернувшись же в начале нового века в Россию, принял непосредственное участие в создании гидроэнергетики и электрификации железных дорог юга страны.

Именно для этого региона авторитетная комиссия Министерства путей сообщения под руководством профессора Герсеванова потребовала непременного пересмотра всех имеющихся и ранее представленных проектов преодоления порожистых рек «…в связи с использованием гидравлической силы падения воды в порогах, имеющих огромное экономическое значение». Целью экспедиций Графтио и являлась проработка возможности возведения гидроплотин и использования полученной электроэнергии взамен паровой на железнодорожном транспорте южных путей сообщения. Одновременно под его руководством решался и вопрос о строительстве новых железнодорожных магистралей.

К работе над преодолением порожистой части Днепра Графтио привлёк блестящего гидролога профессора Максимова. Результатом совместных изысканий стал проект каскада из трёх последовательно расположенных плотин с электрическими станциями от Екатеринослава до Александровска вниз по течению за Ненасытецким порогом, у Таволжанского острова и ниже порога Вильный.

Плотины с минимальным ущербом для сложившейся гидросистемы, пахотных земель и прибрежных поселений решали проблемы судоходства по Днепру, а тринадцатиметровый напор воды обеспечивал станциям мощность от тридцати до пятидесяти с лишним тысяч лошадиных сил у каждой – возможности вполне достаточные для решения поставленных задач.

Казалось, представленный в 1905 году соискателями министерскому совету тщательно проработанный, технически совершенный и финансово посильный проект будет безоговорочно принят, но… не случилось. И по причинам отнюдь не технического свойства…

Вдали от Днепра

{фото4 справа}…Жизнь завертела. Инженер Максимов вскоре покинул Россию. Казалось, на несколько лет, оказалось – навсегда. Родине остались лишь нереализованные проекты, уникальный учебник по гидрологии да несколько тысяч книг из богатейшей научной библиотеки учёного с его экслибрисом.

Генрих Графтио, не добившись виктории над днепровскими порогами, с успехом справился с иной задачей: организацией в столице империи трамвайного движения. А затем разработал и уже при большевиках осуществил проект строительства Волховской гидростанции.

Страницы: 1 2

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

ЧИТАТЬ ЕЩЕ...

​"Смарт-холдинг": магазины "Амстор" атакуют вооруженные люди экс-управляющего, пойманого на противоправных действиях

Читать дальше →