Загрузка..
Вы здесь:  Главная  >  Рубрики  >  Главное за сутки  >  Текущая статья

Построены в СССР, умерли в Украине

Автор:   /  05.01.2017

Запорожье во времена СССР было промышленным городом. Однако не все из наших заводов пережили время украинской независимости. О причинах и процессах разорения некоторых из них мы попытались разобраться в этой статье

Немного истории

В 1925 году Запорожье насчитывало 47,5 тысяч жителей и было весьма захолустным городишком. Из промышленности присутствовали заводы по производству сельскохозяйственной техники и строительных материалов. Большинство этих предприятий принадлежало немцам-переселенцам.

Также наш город являлся важным транспортным узлом. Проходящие через Запорожье железнодорожные ветки связывали Криворожский железорудный и Донецкий угольный бассейны. Несмотря на выгодное расположение, крупных металлургических предприятий здесь не было.

Будущее Запорожья как промышленного города предопределило решение съезда ВКП (б) от декабря 1927 года. Данным решением Украина определялась основным плацдармом в СССР для проведения индустриализации. Сердцем перемен должен был стать ДнепроГЭС, построенный по самым современным на то время американским технологиям и с привлечением заокеанских специалистов.

Дешевую электроэнергию гидростанции должны были поставлять, кроме прочего, для нужд нового промышленного комплекса Запорожья, который возводился одновременно с плотиной. Огромное строительство данного комплекса было объединено в «Днепрокомбинатстрой».

В 1934 году в связи с завершением основного этапа мега-стройки «Днепрокомбинатстрой» был расформирован. Днепровский алюминиевый комбинат (будущий ЗАлК), чье строительство заняло три года (1931-1934), стал самостоятельным предприятием. Он включал в себя алюминиевый, глиноземный и электродный заводы. Впрочем, первые слитки «крылатого металла» предприятие выдало еще в 1933 году.

По тем временам этот комбинат был не просто мощным, а сверхмощным. В 1937 году на нем производилось 60% всего алюминия, выпускаемого в СССР.

А в 1938-м Днепровский алюминиевый завод (получивший имя убитого советского деятеля Кирова) выпустил продукции больше, чем все алюминиевые заводы Польши, Италии и Франции вместе взятые.

«ЗАлК». Начало пути

Со времени окончания войны и до 1965 года запорожский алюминиевый комбинат восстанавливался и развивался весьма неплохими темпами:

— в 1949 году введен в строй электролизный цех;

— в 1955 году начал выдавать продукцию глиноземный цех;

— в 1958 году построен цех по производству кристаллического кремния;

— в 1963-м появился цех, выпускающий железный порошок;

— в 1965 году введен в эксплуатацию первый в мире цех по производству алюмокремниевых сплавов электротермическим способом.

Однако на этом модернизация ЗАлКа фактически прекратилась. И на момент распада СССР и начала тотальной приватизации производство на алюминиевом комбинате было откровенно устаревшим. Но все еще прибыльным.

Инвестиции, которые не пришли

После развала Советского Союза производство на ЗАлКе временно подупало. Однако руководство предприятия быстро сориентировалось в новых рыночных условиях.

К середине 90-х годов прошлого века 96% выпускаемо продукции комбината шло за границу Украины – в основном, в Россию. Тогда же активно восстанавливались утраченные «советские» объемы производства. В 1999 году «ЗАлК» почти сумел превзойти производственные показатели времен СССР. Однако перебои с энергоснабжением предприятия не дали этого сделать.

В 1994 году Алюминиевый комбинат стал открытым акционерным обществом. Впрочем, подавляющее большинство его акций осталось в собственности государства вплоть до конца столетия. Два процента в 1999 году выкупили работники комбината, еще пять процентов тогда же приобрело по номинальной стоимости руководство предприятия.

К 2000-му году стало ясно, что без тотальной модернизации ЗАлК долго не протянет. 66-летнее производство поглощало слишком много электроэнергии и не могло конкурировать с более новыми российскими и китайскими предприятиями отрасли. Это понимал председатель правления ОАО и генеральный директор комбината Иван Бастрыга, принадлежащий к уже почти исчезнувшему поколению «красных директоров». Господин Бастрыга даже сумел получить американский грант почти в полмиллиона долларов под разработку технико-экономического обоснования модернизации производства.

— Эта программа предусматривает в течение 5—8 лет инвестиции в металлургический цикл в сумме 300 млн. долларов. Ее осуществление позволит полностью решить экологические проблемы, на 57% увеличить объем производства, на 15—17% сократить расходы электроэнергии и завершить создание полного цикла переработки алюминия. Причем в ходе реализации этой программы предприятию не придется снижать объемы выпуска продукции; также не понадобятся дополнительные производственные площади, — делился планами с журналистом газеты «Зеркало недели» Иван Бастрыга в начале 2000 года.

Поощрение посредников

В то время уже вовсю кипела подготовка к продаже акций ЗАлКа. Основными конкурентами в борьбе за 68-процентный пакет были фирма «АвтоВАЗ-инвест», внешнеторговая фирма «КраЗ» и консорциум «Металлургия».

«Металлургия» принадлежала бизнесменам Константину Григоришину, Игорю Суркису и Виктору Медведчуку. Эта троица (в дальнейшем рассорившаяся) владела на то время Запорожским ферросплавным заводом и «Днепроспецсталью».

ВТФ «КрАЗ» был связан с бизнесменами Сергеем Веселовым, Константином Жеваго (сейчас – собственник Запорожского абразивного комбината) и Алексеем Кучеренко. Последний на сегодняшний день успел побывать губернатором Запорожской области и украинским Министром ЖКХ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЧИТАТЬ ЕЩЕ...

ага1

Оргазм сарказма. В Запорожской области будут бороться со стихийной торговлей. На местах. В курортный период. Ага!

Читать дальше →