Знаменитый российский писатель и правдолюб Владимир Войнович скончался в ночь на субботу на 86-м году жизни, сообщают в социальных сетях его коллеги и знакомые.
Мало кто знает, что его отрочество и юность тесно связаны с Запорожьем и с Украиной.
Родился Владимир Николаевич в Сталинабаде (Душанбе) 26 сентября 1932 года, хотя его родители были выходцами с Украины – из Черниговской и Херсонской губерний.
С 1941 года семья Войновичей переехала в Запорожье, а после двух лет вынужденной эвакуации туда же и возвратилась. Здесь будущий классик российской литературы окончил ремесленное училище, работал на алюминиевом заводе (там же его отец-журналист — в местной многотиражке).
Кстати, в Запорожье до сих пор живут его родственники, с которыми писатель всегда поддерживал связь. В частности, присылал книги, издаваемые за рубежом. Сотни копий экземпляров этих книг потом расходились по Запорожью.
В 1956 году Владимир Войнович приехал в Москву, поступал в Литинститут, учился на историческом факультете Педагогического института имени Крупской. Работал редактором на радио.
Известен он стал как-то сразу. Особенно сразила высокое начальство песня, написанная на его слова, посвященная советским космонавтам. Помните: «Заправлены в планшеты космические карты»? В 30-летнем возрасте (неслыханный случай) его приняли в ряды Союза писателей СССР.
А потом с начальством как-то не заладилось. В 60-е годы прошлого века Владимир Войнович начал писать роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», который так и не был издан в СССР. По мнению советской критики, образ солдата Чонкина не соответствовал тогдашним идеологическим канонам. Роман распространялся в самиздате, а затем был опубликован на Западе.
Это только усугубило опалу Войновича. В 1974 году он был исключен из Союза писателей, а в 1980-м – и вовсе выслан из СССР, а затем лишен советского гражданства. Жил в ФРГ и США.
В Москву возвратился лишь в середине 1990-х годов.
Владимир Войнович частенько бывал у родни в Запорожье. Последняя из публичных встреч с запорожцами состоялась в мае 2012 года в киноклубе «Восхождение», где писатель презентовал фильм по мотивам своего романа о Чонкине. Фильм, конечно же, зарубежный. Хотя заснять приключения Чонкина хотел Эльдар Рязанов. Не дали – очень уж неудобным для властей был Войнович даже после горбачевской амнистии. Особенно после своего участия в конкурсе на написание текста нового гимна России. Вышла настоящая пародия, которая, увы, впоследствии получила шанс стать реальностью.
“Распался навеки Союз нерушимый,
Стоит на распутье великая Русь:
Но долго ли будет она неделимой,
Я этого вам предсказать не берусь.
К свободному рынку от жизни хреновой,
Спустившись с вершин коммунизма,
народ
Под флагом трехцветным
с орлом двухголовым
И гимном советским шагает вразброд.
Припев:
Славься, отечество наше привольное,
Славься, послушный российский народ,
Что постоянно меняет символику
И не имеет важнее забот.
Когда-то под царскою властью
мы жили,
Но вот наступила заря Октября.
Мы били буржуев и церкви крушили,
А также поставили к стенке царя.
Потом его кости в болоте достали
Отправили в Питер на вечный покой.
Простите, товарищи Ленин и Сталин,
За то, что дошли мы до жизни такой.
Припев
Сегодня усердно мы Господа славим
И Ленину вечную славу поем.
Дзержинского скоро на место поставим
Тогда уж совсем хорошо заживем.
Всем выдадим всё: офицерам
– квартиры,
Шахтерам – зарплату,
почет – старикам.
А злых террористов замочим в сортире,
Ворам-олигархам дадим по мозгам.
Припев
Коррупционеров отправим в Бутырку,
Чтоб знали насколько закон наш суров.
Зато мужикам раздадим по бутылке,
А бабам на выбор дадим мужиков.
Символику примем, заплатим налоги,
И – к светлой заре по прямому пути.
Вот только б опять дураки и дороги
Нам не помешали до цели дойти”.
Владимир Войнович занимал активную жизненную позицию до конца своих дней. Он, в частности, был в числе тех немногих совестливых деятелей культуры России, которые решительно осудили аннексию Крыма и российскую агрессию на Востоке Украины.
Не знаем, вспомнят ли о знаменитом земляке запорожские власти. Но запорожцы всегда будут помнить и творчество Владимира Войновича, и его подвижническую жизнь.
Вечная память!