Загрузка..
Вы здесь:  Главная  >  Рубрики  >  Власть  >  Текущая статья

История украинского автопрома: от отката до заката

Автор:   /  05.12.2017

автозаз

 

1 декабря пресс-служба компании «Укравто», куда входит и Запорожский автозавод, распространила заявление о прекращении выпуска автомобиля «Ланос». На самом деле речь идет об отказе от массового производства легковых автомобилей в Украине.

Ничего удивительного, что «Ланосы» перестали собирать, нет. Эта модель выпускается  20 лет, с 1997 года (в Украине крупноузловая сборка началась в 1998 году в Ильичевске), и давно морально устарела. Но в компании «Укравто» предпочли другое объяснение: дескать, кризис и неравная конкуренция со стороны подержанных машин на «евробляхах».

 

васадзе фото

 

«Ми призупинили виробництво автомобілів моделі Lanos. причиною цього рішення стала економічна ситуація в країні та зниження попиту на авто. акож вплинула проблема ввезення дешевих авто в обхід розмитнення», — говорится в заявлении «Укравто». Об этом, чуть ли не рыдая, рассказал порталу «Цензор.НЕТ» собственник корпорации Тариэл Васадзе.

В этих заявлениях история падения украинского автопрома представлена не совсем честно. Как говорится в украинской пословице, «Схожа свиня на коня, тільки шерсть не така». Главное возражение: продажи новых автомобилей в Украине в нынешнем году не упали, а возросли, за 10 месяцев — на целую четверть по сравнению с таким же периодом прошлого года. Почему же украинский покупатель, который, как и любой покупатель в любой стране, всегда прав, не хочет покупать патриотичный отечественный продукт? Потому что плохо, дорого и некачественно. Другого объяснения нет. И корни происходящего — в далеком прошлом.

Получили «ДЭУ», а «Фиат» был так близок С начала 90-х «АвтоЗАЗ» оказался в почти безысходной ситуации. 1 июля 1994 года закончилось производство легендарной «сороковки» — автомобиля «ЗАЗ-968М» с мотором сзади и с воздушным охлаждением. Затраты на его производство были выше от доходов. Завод стремительно терял оборотные средства, Выпуск «Таврий» только набирал обороты, а валютную выручку (было и такое) от их продажи отбирало государство. Начались поиски зарубежных партнеров.

Наиболее вероятным кандидатом в партнеры на предприятии считали «Фиат», уже даже начали подготовку производственной документации по итальянским стандартам. Однако совершенно неожиданно руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном «Дэу», который на то время был известен в Украине исключительно как производитель бытовой электроники.

Тогдашний руководитель предприятия Степан Кравчун, не менее легендарный, чем выпускаемая в Запорожье «сороковка», показательно подал в отставку. К слову, Степан Иванович, дай ему Бог здоровья, в жизни не потерялся, подался в фермеры и до сих пор выращивает щедрые урожаи.

Почему выбрали «Дэу», можно лишь догадываться, и на сегодня — с большой долей уверенности. В пору прихода в Украину «Дэу» переживала не лучшие времена, вызванные разразившимся азиатским финансовым кризисом. Долги корпорации превышали 80 миллиардов долларов. Но это была вершина айсберга. Корейские правоохранители обвинили руководство «Дэу» в финансовых махинациях и коррупции. (В 2005 году году нечаянно вернувшийся в Сеул бывший глава корпорации был схвачен и посажен в тюрьму). В 1999 году правительство Кореи приняло решение о закрытии «Дэу».

Компании удалось сохранить лишь некоторые остатки «империи» за рубежом, в частности крупное производство в Узбекистане (в отличие от Запорожья, успешно работает по сей день), кое-что продать «Дженерал моторс», а также «внедриться» в Украину. В 1998 году было создано закрытое акционерное общество (ЗАО) «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией «АвтоЗАЗ-Daewoo», куда вошли все активы запорожского предприятия. Очевидно, утопающее «Дэу» смогло предъявить украинским чиновникам более весомые аргументы, чем процветающий «Фиат».

Поначалу дела пошли на «ура». Хоть и не лучшие, но добротные модели автомобилей (в первую очередь, «Ланос») были относительно дешевыми, комфортными (на фоне «сороковки» и даже «Таврии») и удобными в обслуживании: единственный представитель отечественного легкового автопрома прибрал к рукам существующую с советских времен сеть СТО.

Хлынувший в Украину поток подержанных автомобилей поначалу не мог соревноваться с отечественным производителем на равных — из-за плохого сервиса и отсутствия запчастей. Но очень скоро торговцы автомобильным «секонд-хэндом» обросли и собственными магазинами запчастей, и ремонтными площадями. Параллельно начали появляться фирменные автомагазины известных мировых брендов, представившие украинцам не виданные доселе современные автомобили и настоящий зарубежный сервис.

Поначалу украинский автопром, купавшийся в доходах от успехов (в лучшие времена годовой выпуск автомобилей в стране превышал 250 тысяч, рекорд принадлежит 2007 году — 282310 штук), попросту не замечал конкурентов. Даже передача украинских активов «Дэу» корпорации «Дженерал моторс» с его маркой «Шевроле» не ослабили его уверенную поступь. И лишь кризис 2008 года обнажил все пороки отечественного автопрома. Обедневшие украинцы по формуле «цена-качество» все более склонялись к дешевым подержанным иномаркам, которые, к тому же, по многим опциям превосходили патриотичные «Ланосы» и «Шевроле».

Страницы: 1 2

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on VKEmail this to someone

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЧИТАТЬ ЕЩЕ...

_VAN6796(1)

Консультація від міністра: як оформити спадщину?

Читать дальше →